Расширенная гарантия на шины

Когда менять трансмиссионную жидкость, что будет, если этого не делать. Можно ли заменить масло самому

Автопроизводители рекомендуют менять отслужившую свой срок ATF примерно через 80 тыс. км пробега. Мастера автосервисов настаивают, что большой интервал между заменой трансмиссионной жидкости вреден для деталей автомобиля, что лучше провести процедуру через 50 тыс. км.

Разберёмся в статье, когда же действительно нужна замена масла в АКПП. 

Источник изображения

Необслуживаемые автоматы: вечное масло

Одной из первых компаний, которая начала рекламировать необслуживаемые АКПП на своих машинах, был автоконцерн Mercedes-Benz. Речь шла о 5-ступенчатой КП из серии 722.6. Тогда заявили, что замена масла в АКПП вообще не нужна. 

После немецкого автогиганта аналогичные заявления сделали BMW и Audi. В документации к их автомобилям 2000-х годов значилось, что замена масла в АКПП не понадобится в течение срока эксплуатации узла. На небольшую оговорку автопроизводителей о том, что масло всё же нужно менять при экстремальной эксплуатации авто, не обратили внимания. А напрасно. 

В реальности вышло, что необслуживаемая в заявлении АКПП — маркетинговый ход. У западных автовладельцев, которые меняют машины через 3–4 года, замена масла в АКПП действительно не слишком нужная процедура. Но если машина ездит десяток и больше лет, ATF утратит характеристики. Причина — перегрев от езды по бездорожью, стояние в пробках. 

Даже при аккуратном вождении масло не способно служить пожизненно: со временем присадки вырабатываются. Жидкость засоряется частицами износа деталей. Поэтому замена масла в АКПП — обязательная процедура. Вопрос лишь в том, когда она нужна.

Когда проводят замену 

По регламенту у каждого автомобиля свой срок замены трансмиссионной жидкости в коробке. В среднем процедуру проводят через 60 тыс. км пробега с поправками на год выхода машины с конвейера, конкретные условия эксплуатации. 

Специалисты СТО утверждают, что замена масла в АКПП нужна, когда:

  • достигнут порог возраста машины или цифра пробега, которая указана в регламенте по ТО;

  • человек купил подержанный автомобиль с автоматом, есть сомнения в качестве масла (в этом случае рекомендуют полную замену жидкости);

  • в процессе движения появляются рывки;

  • трансмиссия не переключается;

  • авто не едет вперёд, назад. 

Общие рекомендации сводятся к условиям эксплуатации авто. 

Если машина с конвейера сошла после 2000 года, водитель ездит аккуратно, климат умеренный, то жидкость перезаливают через 100 тыс. км пробега. На машинах до 2000 года выпуска масло перезаливают через 50–80 тыс. км. Сотрудники СТО с учётом состояния узла предложат полную перезаливку либо долив ATF той же марки.

В условиях знойного лета и морозной зимы, влажного климата, при экстремальном стиле езды замена ATF понадобится через 80 тыс. км пробега более «свежим» автомобилям и через 40–60 тыс. км машинам, которые выпустили до 2000 года. 

Что будет, если не заливать масло в трансмиссию вовремя

Регламент диктует интервалы для замены трансмиссионной жидкости. Если не соблюдать сроки, детали автомата быстрее изнашиваются, а рабочий ресурс всего агрегата снижается. 

В первую очередь страдает гидравлика. Устаревшее масло не может создать нужное давление в узлах, утрачивает смазочные свойства, а масляный фильтр забивается твёрдыми частицами грязи от износа узлов. При сильном загрязнении без полной перезаливки не обойтись.

Другие возможные проблемы:

  • блокировка клапанов;

  • замедление переключения скоростей;

  • переключение с перескакиванием ступеней;

  • засорённый фильтр не сможет пропускать масло к деталям и узлам АКПП, что чревато трением, нагревом, поломкой.

Частичная замена трансмиссионного масла по трудоёмкости, времени и цене обойдётся гораздо дешевле, чем ремонт автомобильных узлов, покупка новых запчастей. 

Замена масла в трансмиссии: что выбрать

Ассортимент современных масел для коробок трансмиссии можно увидеть на сайте «Колёса Даром». Здесь представлены сертифицированные товары от брендов с мировым именем. Выбор зависит от параметров скорости относительного скольжения и удельных нагрузок в коробке передач, а также от того, какая понадобится процедура — полная или частичная. 

Для МКПП выбирают трансмиссионные масла. Их же используют в раздаточных блоках, рулевом механизме, передачах редуктора. Масла в трансмиссии делятся на минеральные и синтетические. Когда речь идёт о двигателе, предпочтение отдают синтетической продукции. Для МКПП можно взять минеральное трансмиссионное масло по приемлемой стоимости. Выбор — за автовладельцем.

Для АКПП применяют ATF. Это маловязкая смазка, которая отличается составом и свойствами от масел для механической КПП. Другие требования — по пенообразованию, вязкости. С учётом допусков масла в трансмиссии делят на универсальные (Multi ATF) и оригинальные. Если выбирать первые, нужно убедиться в том, что продукт соответствует требованиям автопроизводителя. Вторые обладают узкими характеристиками под конкретные механизмы. 

Преимущества покупки масла в «Колёса Даром»:

  • широкий ассортимент оригинальных сертифицированных автотоваров;

  • возможность купить не только ATF, но и присадки, тормозные жидкости, антифризы, жидкости для омывателя;

  • удобная доставка;

  • есть скидки, акции, программы лояльности. 

ATF служит не только для смазки узлов АКПП. Она нужна в гидротрансформаторе, чтобы передавать мощность мотора на трансмиссию. Учитывая её влияние на работоспособность деталей, стоит выбирать оригинальное масло или заменитель с аналогичными характеристиками. Неоригинальные дешёвые жидкости от неизвестных брендов потенциально вредны для трансмиссии. 

Когда нужна аппаратная замена масла

Заливку масла в АКПП выполняют полностью или частично. Капитальную (аппаратную) замену проводят, если:

  • в АКПП до этого залили некачественную жидкость;

  • проводили ремонт коробки, из-за чего в узлах есть пыль, загрязнения.

Аппаратная замена масла в автомате требует оборудования, которое под давлением «выгонит» старую смазку. Если агрегат прослужил уже достаточно долго, аппаратная замена масла в АКПП может вызвать отслоение отложений с внутренних стенок. Результатом такой замены может стать засорение гидроблока АКПП, соленоидов. В таком случае потребуется ремонтировать трансмиссию. 

Поэтому специалисты сервиса рекомендуют прибегать к капитальной замене в сравнительно новых авто с исправной АКПП. Если владелец машины с пробегом настаивает на аппаратной заливке масла, с него берут расписку, что его предупредили о возможных рисках. 

Можно ли заменить масло в АКПП самостоятельно

Если есть опыт, инструменты, можно выполнить процедуру своими руками. Но лучше не экономить на комфорте и безопасности, ведь самостоятельная заливка масла в АКПП сопровождается рисками.

Почему лучше положиться на специалистов:

  • В процессе нужно заменить прокладки поддона, фильтр, а без соответствующих инструментов и навыков процедура зайдёт в тупик.

  • Мастера СТО оценивают работоспособность АКПП на предмет скрытых поломок, а самостоятельно найти и устранить их не получится.

  • Без специального оборудования удаление старого масла в АКПП невозможно, а полученная после некачественной замены смесь негативно скажется на работе узлов и деталей.

  • Возможно повреждение 6-ступенчатой роботизированной коробки передач в случае долива жидкости неподходящего состава, если игнорируются советы из каталога ETKA (содержит рекомендации для поиска запчастей и жидкостей для автомобилей концерна VAG). Другие смеси в 6-ступенчатой КП приводят к выходу из строя узла.

Проще и быстрее заказать заливку масла в АКПП у мастеров автосервиса. С гарантией, рекомендациями. Стоит процедура не так дорого. Всё зависит от того, нужна полная промывка или достаточно залить несколько литров.

Подведём итоги

Рекомендации специалистов и регламенты автопроизводителей сводятся к таким выводам:

  • масло в АКПП требует периодической замены;

  • первый раз частичную замену ATF со сменой фильтра, снятием поддона проводят примерно через 80–100 тыс. км пробега;

  • в сложных условиях эксплуатации машины обновление масла в АКПП понадобится через 60 тыс. км пробега;

  • последующие процедуры частичной замены ATF в АКПП проводят через каждые 40–50 тыс. км пробега, а новый фильтр устанавливают через раз.

АКПП — дорогостоящий узел в автомобиле. Чтобы продлить срок его службы, обеспечить оптимальную работоспособность, нужно выбирать качественную жидкость для трансмиссии и вовремя перезаливать её. 

Регламент производителя важно учитывать, но с поправками на условия эксплуатации, климат, стиль вождения. 

В автосервисе механики справятся с работой за несколько часов. Стоимость замены масла АКПП выйдет ниже, чем потенциальный ремонт деталей в случае несвоевременного ТО.